Обзор топового велосипеда 2012 года

В продаже находится топовый вел 2012 года (рамья, вилка, шатуны, колёсья), так что можно взять и сделать детальный обзор. Как бонус – виртуально сравнить с аналогичным топовым велосипедом актуального года.

Итак, встречайте – S-WORKS STUMPJUMPER CARBON 29 SRAM 2012

На подобной раме и вилке я езжу несколько лет, а тут – целый ляс. Можно потрогать (пока никто не видит), прокомментировать 🙂

Не доходя до обзора, получаем гневный звонок от ПРДС (Полиции Резиночек Для Сага)! Криво, братцы, криво…

Сравнивать корч мы будем с S-WORKS EPIC HARDTAIL 2019

Тут с резинкой для сага поступили проще – или убрали, или перенесли на другую ногу:

Вот так, чисто за фото, байк 2019 года получает 1 ЗБС 🙂

Рамья

Между рамами 2012 и 2019 разница существенна. Каноны мод диктуют подход к геометрии, что, собственно, мы и видим.

Нырнём в геометрию без оглядки!

2012

15.5 17.5 19 21
CRANK LENGTH 170mm 175mm 175mm 175mm
STEM LENGTH 75mm 90mm 105mm 105mm
HANDLEBAR WIDTH 680mm 680mm 680mm 680mm
SEAT TUBE ANGLE (EFFECTIVE) 73.5° 73.5° 73.5° 73.5°
REACH 394mm 410.5mm 430mm 450mm
STACK 594mm 612mm 627mm 641mm
BOTTOM BRACKET DROP 63.5mm 63.5mm 63.5mm 63.5mm
CHAINSTAY LENGTH 435mm 435mm 435mm 435mm
HEAD TUBE ANGLE 71.5° 71.5° 71.5° 71.5°
TOP TUBE LENGTH (ACTUAL) 558mm 570mm 590mm 614mm
GROUND-TOP 897mm 916mm 930mm 945mm
TOP TUBE LENGTH (HORIZONTAL) 570mm 592mm 615mm 640mm
STANDOVER HEIGHT 760mm 810mm 830mm 870mm
HEAD TUBE HEIGHT 90mm 100mm 115mm 130mm
WHEEL BASE 1049mm 1072mm 1106mm 1132mm
SEAT TUBE LENGTH – CENTER TO TOP 394mm 445mm 483mm 533mm
BOTTOM BRACKET HEIGHT 304mm 304mm 304mm 304mm

2019

S M L XL
CRANK LENGTH 170mm 175mm 175mm 175mm
STEM LENGTH 60mm 75mm 75mm 90mm
SEATPOST LENGTH 350mm 400mm 400mm 400mm
SADDLE WIDTH 143mm 143mm 143mm 143mm
HANDLEBAR WIDTH 750mm 750mm 750mm 750mm
REACH 395mm 418mm 441mm 462mm
TOP TUBE LENGTH, HORIZONTAL 568mm 595mm 623mm 649mm
STACK 599mm 608mm 622mm 637mm
WHEELBASE 1073mm 1099mm 1128mm 1154mm
CHAINSTAY LENGTH 430mm 430mm 430mm 430mm
FRONT CENTER 650mm 676mm 705mm 731mm
BB DROP 61mm 61mm 61mm 61mm
BB HEIGHT 309mm 309mm 309mm 309mm
SEAT TUBE ANGLE 74° 74° 74° 74°
HEAD TUBE ANGLE 69.8° 69.8° 69.8° 69.8°
SEAT TUBE LENGTH 400mm 430mm 470mm 520mm
HEAD TUBE LENGTH 95mm 95mm 110mm 125mm
BIKE STANDOVER HEIGHT 760mm 790mm 814mm 845mm
FORK RAKE/OFFSET 51mm 51mm 51mm 51mm
FORK LENGTH, FULL 496mm 506mm 506mm 506mm
TRAIL 82mm 82mm 82mm 82mm

Не очень удобно то, что параметры перетасованы и, в некоторых случаях, переименованы. Бардак!

Очевидно, что новая рама стала длиннее (Top tube length у Large\19 – 615 и 622), угол морды острее (аж неприличный 71.5 превратился в 69.8), перья короче (было 435, стало 430).

Reach увеличился незначительно (на 1мм для Small\15.5, на 11мм для Large\19).

Интересна эволюция геодрочерства. В 2012 году лично я смотрел только на два параметра – ETT (Tope tube length) и Seat tube length (по сути – высота рамы, 15, 17, 19 дюймов). Угол рулевой в те годы не был в поле зрения. Казалось, что он был одинаковым на всех велосипедах из одной группы – катрийным, АМ-ным, ДХ-шным. Про то, что у рам может быть разная длина перьев, я может и догадывался, но никогда не обращал на это внимание.

Новый байк геометрически будет лучше ехать вниз (тут на помощь идет более короткий вынос и более широкий руль), старый байк будет лучше ехать вверх. Звучит странно, вы не находите?

Более современные велосипеды не стали лучше, у них просто сместился акцент с езды вверх на езду вниз.

Критичным параметром для райдеров невысокого роста (рамы S, M) является высота рулевого стакана. У рамы 2012 года стакан имеет высоту 90 и 100мм соответственно, у рамы 2019 года стакан имеет высоту 95 и 95мм соответственно.

Показательные характеристики рамы – несколько параметров. Именно они определяют, модная ли, современная ли пред вами предстала рамья. К примеру, зная колёсную базу и ростовку вполне можно прикинуть, что ждать в длине перьев, риче и угле рулевой колонки 🙂

1100 для рамы Л – древность, 1125 для рамы Л – сдержанный мейнстрим, 1150 для рамы Л – уф какая бодрая (кантрийная?) бричка!

Колёсная база Л-ки 2012 года – 1106мм, 2019 года – 1128мм.

С 2012 года не изменилась только длина шатунов 🙂

У новой рамы добавлен отбойник для вилки. Присмотревшись можно увидеть 2 пустых порта для внутренней проводки. Первый для дроппера, а вот для чего второй – ниясно.

Около кареточного узла есть два отверстия (одно смотрит в заднюю покрышку, второе – сразу над звездой), суть которых может помочь узнать, куда ведет второй порт в раме. Ранее была схема, когда к раме крепилась изогнутая пластина, к которой после крепился передний переключатель.

Минимальный роторий у заднего тормозия в раме 2019 стал 160мм, тогда как на раму 2012 можно было установить 140мм.

Каретка – все тот же, простите, уебанский PF30. У рамы 2012 года каретка была PF30 и шатуны с 30 валом, у рамы 2019 – каретка DUB и вал у шатунов 28.99.

upd 2020: минимизировать уебанность PF30 помогли азиаты. каретка была испробована после написания оригинальной статьи.

Я считаю, что вал 28.99 (и именно сама точность до сотки) – это такой грустный троллинг от SRAM. Мы прямо в лицо угораем над тобой, ебанная карлица, не только внедряя новые стандарты, но и называя их вот так. Всё равно купите лол 🙁

Совместимость шатунов, тем не менее, осталась. Теоретически между рамами 2012 и 2019 годов шатуны можно поменять местами, разве что можно упереться в неподходящие длины валов.

Рама 2012 – не буст и не игл, тогда как рама 2019 – и буст, и игл 🙂

Масса рамы 2012 года в размере Л (рама + сменный крепёж заднего переключателя) составляет около 1170 грамм.

Мощный плюс рамы 2012 года – алюминиевые дропауты алюминиевые вставки на дропаутах (спасибо Ваня!):

Рама 2012 года принимает заднюю покрышку Maxxis IKON 2.35 на ободий с внутренней шириной 21мм.

Лого S-Works внутри нижних перьев мне очень нравится 🙂

А вот цветовая схема рамы 2012 года в целом убога 🙁

Раскраска S-Works должна звучать так – “Смотри щщенок, это свркс – строгий, дорогой. Видишь надпись? Самый лучший и самый строгий, пшол вон нищеброд”.

S-Works должен выглядеть как Звезда Смерти, при виде его в голове должен заиграть Имперский Марш.

В 2012 году же получилось солнечно-радостная кровь с молоком. Вел красивый, солнечный и светлый (особенно если отмыть). Вид у него как у маленькой, красивой, но бесполезной и беззубой собачки. Тяф-тяф!

Вилка

Вилка 2019 года стала, по идее, тяжелее. Вилка (шток 18см) с вела 2012 года вместе с ромашкой весит 1474 грамма. Вес вилки с байка 2019 года найти не смог, но ставлю на то, что буст добавит пару грамм. Так же позволю себе схитрить – вилки под эксцентрики взвешивают без эксцентриков, тогда как вилки под ось взвешивают с осью.

Если я хочу продать вилку под эксцентрик – я пишу, что она весит меньше вилки под ось с осью. Если нужно продать вилку под ось – пишу, что вилку под эксцентрик нужно взвешивать с труболтом 🙂

Внешне демпфер не изменился. Те же 2 внешние регулировки на правой ноге – отскок и жесткость работы платформы.

Внезапно в 2019 году поменялась логика работы брейна в вилке. Обнаружил вот такой тред на МТБР, ссылка с него привела на оффсайт, где написано, что брейн не работает на первых 25мм хода:

Воздушная камера в 2012 году – dual air, в новом сиде – solo air. Новый Solo air не пробовал, так что хз как оно.

Старая вилка, даже не смотря на нюансы (сложно настроить + есть что улучшать в демпфере), является на мой взгляд, оптимальным решением для соревнований ХСО. Низкая масса + автоблокировка = эффективная вилка.

Вилка 2019 года, как по мне, стала медленнее. Тяжелее, появилась раскачка, такое кароч. Похоже, что схема с 25 процентами связана с выбором президента в Украине сделана потому, что как-то стыдно не менять демпфер 7 лет подряд.

Колёсья

Именно на стыке переднего колеса и вилки Speciazlized (еще до 2012 года) выкатил классный хинт:

Передняя втулка имеет колпачки с большой площадью контакта с вилкой. На фото ниже отчетлива видна разница между площадью контакта обычной втулки под эксцентрик (лучеподобные зазубринки) и втулки от вилсета Roval (однородное пятно размером больше украинских 5 коп):

Большая площадь контакта втулки и вилки, алюминиевые дропауты алюминиевые вставки в дропаутах у рамы, карбоновая корона у вилки и перевод байка 2012 года на труболты (сделал второй владелец байка 2012 года, с завода вел идёт на эксцентриках) сделали жесткость соединений втулка-рама у байка 2012 более, чем достаточной.

С колёсами у старого велосипеда, если честно, всё не очень хорошо.

Ободья. Достаточно толстые и прочные. По виду (да и по плетению) очень уж похожи на Light Bicycle, что купил себе в далёком 2014 году Кохан Антон. Внутренняя ширина 21мм, внешняя ширина 28мм. Ориентировочная масса – 360 грамм\ободий.

Ниппеля – DT Pro Lock. Збс.

Спицы. Собирать колесо на разных спицах конечно можно, но тут разные спицы не разнесены по сторонам. Пучёк красных спиц – DT Aerolite, чёрные спицы – DT Revolution. Реально нужно быть сыном шакала, чтоб так подбирать компоненты. У спиц хоть и одинаковый вес, но работают они по разному. Долбоёб (даже не маркетолог\дизайнер) – инженер – 1:0

На видео ниже – переднее колесо. Красный пучёк создает дисбаланс и ощутимо тянет за собой колесо 🙁 На заднем колесе такой эффект не ощущается.

upd 2020: Ваня сказал, что я норкоман и что 1) этот эффект компенсируется бескамерным ниппелем и 2) если тебя такое парит, то после установки покрышки колесо нужно балансировать (полностью)

Втулки.

Задняя втулка – DT 240 с ретчетом на 36. Просто и вечно.

К передней втулке вопросов больше. В передней втулке установлены промы 6704. Это говорит нам о том, что промы весьма пинчерские (т.е маланькие), но и это не самый главный косяк! Самый главный – сложность во внедрении покращення. Первым делом приходит на ум стандартная схема – установить промы большего размера, выточить новую ось и колпаки. Вопрос – а много ли вы знаете промов с внешним диаметром 27мм? Еще момент – у прома с недисковой стороны прощадка под посадку имеет глубину 4мм, как раз под ширину прома.

Ваня Швыдко говорит, что на али все же есть промы с внешним диаметром 27 и внутренним 15. Так что nothing is lost (c)

Вилсет на байке 2019 года имеет заявленную массу в 1320 грамм. Втулки DT, одинаковые спицы (24 перед и 32 зад), ретчет на 54 зацепа и более широкие ободья.

Масса колёсий 2012 года видна на фото. На колёсья намотана бескамерная лента, так что можно отнять по 5 грамм с колеса:

Забавно то, что и в 2012, и в 2019 годах карбоновые ободья Roval похожи на те, что актуальны в это время у азиатов:

Шатуны

В 2012 году на байк устанавливались шатуны S-Works, в 2019 году – топовый (и скучный) SRAM XX1.

Шатуны с байка 2012 года рассмотрим внимательнее.

Первое, о чём стоит написать – шатуны производила контора Lighning Cycle Dynamics. Судя по сайту, дела у компании остались в 2015 году. Шатуны S-Works отдельно стоили чуть ли не в 2 раза дешевле, чем Lightning (ссылка на тред на MTBR).

Шатуны S-Works имеют два мощных недостатка.

Первый – это система сборки. Для сочленения используется Hirth Joint (переводите сами лол). Болт, стягивающий конструкцию, находиться по центру шатунов. Интерфейс болта – торкс. Для сборки шатунов есть специальная бита:

Эта конструкция совсем не юзер-френдли. Резьбу на болте сорвать легко, болт проприетарный. Провтыкал – получаешь проблему. В этом плане шатуны SRAM уделывают S-Works со свистом – они собираться одним 10мм шестигранником.

Второй косяк – это неведомый интерфейс для direct mount звезд. Можно, конечно, ставить на дабловый паук одну звезду, но это не то.

Плюсы перевешивают. Жесткость, масса – чуть ли не лучшие на рынке. Так же эти шатуны не стоят заоблачных денег, что не очень похоже на концепцию S-Works 🙂

Шатуны очень приятно лежат в руке.

450 грамм с пауком = 450-470 грамм с звездой direct mount.

Тормозья, палки и трансмиссия – просто актуальный топ.

В 2012 году тормоза продавались еще под брендом Avid (сейчас – SRAM).

На байке 2012 года установлены Avid XX World Cup. Из настроек – регулировка положения ручек без мультитула. Болтики для роторьев и для калиперов сделаны из титана.

Сравнив калипер ХХ World Cup и CR Mag (топовая линейка, что предшествовала ХХ) впервые заметил, на сколько меньше лишнего материала на калипере у ХХ

Масса тормозьев (ручка-гидролиния-калипер + крепер ручки к рулю) составляет 445 грамм. Ожидал увидеть цифру ближе к 410. Странно.

Роторы классные, хоть и дорогие.

На титановые болтики можно, конечно, смотреть свысока, но относительно шрот болтов разница в массе есть. Взвешен набор – 12 болтиков для ротора и 4 болтика для крепления калиперов. Разница весьма пристойная:

Трансмиссия из 2х10 превратилась в 1х12.

Привод 2012 года мог быть быстрее, т.к на байке 2012 года масса (приблизительная, на глаз) крутящихся компонентов составляла 207 + 40 + 80 + 20 грамм (кассета + паук + большая звезда + маленькая звезда) без цепи, тогда как на байке 2019 года – 360 + 50 грамм (кассета + звезда). Можно взвесить передний переключатель и манетку, узнать, какой задний переключатель тяжелее, но это – стационарные компоненты 🙂

Палки – не очень лёгкие и очень дорогие. На веле 2012 года родной подседельный штырь был заменен на Garbaruk. Штырь S-Works я не понял вообще. Дорогой, жесткий (если сравнивать с SAVE) и тяжёлый. Напомню, что карбоштырь с Али (подоспел и обзор) за 15 долларов весит около 250 грамм.

Руль взвесить не успел, зато есть фото выноса на весах. Syntace по какой-то причини считаются эталонными выносьями. Вера в Syntace похожа на веру в Orange. Почему? Сказать сложно, могу разве что констатировать массу:

Теперь перейдём к самому интересному – ценообразование.

В 2012 году S-Works стоил чуть больше 8000 долларов. Спустя гоночный сезон этот байк выставили на продажу:

5000 долларов! За б\у хардтейл! Как видите, его купили. И сейчас продают снова. Ориентировочная цена – 1500 долларов.

Еще одно объявление – продажа фреймсета. 2190 долларов. Спустя пару лет я получил этот фреймсет (без шатунов) за 800 долларов.

Ты снял часовое видео, чтобы полить бывшего артиста говном.
Значит, то же самое ждет твоих нынешних артистов потом.

Новый, красивый и стоящий все те же 8000 с гаком S-Works манит, как манок. Гусей. Хорошо, когда можно себе позволить такой байк, но если взглянуть на икону трезво, можно увидеть, что король не то чтоб голый, но явно переоценен.

в 2012 году якрко-бело-красный S-Works производил фурор на гоночных трассах Украины. Это была абсолютно космическая техника, о которой мечтали двумя руками.

Спустя 7 лет мы можем без эмоций разобрать, чего этот байк действительно стоит по скорости.

В 2012 году каждый отдельно взятый компонент этого велосипеда был просто недостижимым, было ощущение что вот она, лучшая вилка, лучшие колёсья, лучшая кассета и тд.

Байк не стал хуже, медленнее, страшнее. Стал дешевле. в 6 раз карл! Его стоимость сейчас сравнима со стоимостью нового Али-бабайка.

Specialized год за годом подменяет мечту новым байком, порой перечёркивая всё, за что они топили десятки лет (привет FSR).

Именно поэтому путь самурая – это концепция, или ценности. Определив для себя, каким концептуально будет байк можно левитировать на маркетинговым болотом, которым давно стала велоиндустрия.

Пример:

Рама, как и ряд других компонентов, должна быть карбоновой.
Не ставить дешман в критичные места (руль, вынос, педали, система, задняя втулка).
На мтб должен быть дроппер.
Колёса должны быть бескамерными.
Колёса должны быть (минимум) 29.
Байк должен быть в понятном тебе состоянии.

Вывод

Я не знаю, на сколько байк 2019 года быстрее байка 2012 года, но точно знаю, сколько будет стоить байк 2019 года через 7 лет 🙂

3 thoughts on “Обзор топового велосипеда 2012 года

  1. shokovan

    Я считаю, что вал 28.99 (и именно сама точность до сотки)
    До пиздьі, а не до сотки точность! Вал шимано, которьій 24мм все назвали – он 23.98-99. Вал ББ30и все шо вьі назьіваетет 30мм валами – нихуя не 30. Они все 29.98-99. Так же и тут. Вьі заебали єтим 28.99. Там вал 29мм. Стандарт ДАБ 29мм. И не ебет.

    Мощный плюс рамы 2012 года – алюминиевые дропауты: Какие там, нахуй, алю дропаутьі? Алю дропаутьі на келлис вайпер, ебнврт. И на Вистл Тонкава 2007го года. На Єтом Спушике дропаутьі имеют небольшие пластинки алю в месте контакта с сайдкапами втулки. Дропаут там – чисто карбониевьій, которьій напрочь распиздовьівается суперлайтовьіми ексцентриками.

    в остальном пост написан крайне дружелюбно. Более того, узрев его, воображаемьій дрочитель на новьій епик, пойдет и купит старую раму, покрасив ее под цвет модели 19года. А еще можно бьіло прямо написать, что за 5 лет карборама может потерять аж 20, ну пусть 50% стоимости. Но никак не 400%))))

    Reply
  2. Yura

    Цікаво читати, особливо враховуючи, що в мене зараз алю стамп 12-го року (виробництво 13-го) висить на стіні. Цікаво, яка зараз його вартість, з алю ровалами і ребою соло ейр?

    Свій поточний вел збирав, думаючи про кайф від їзди і про те, щоб не запарюватися значними апгрейдами чи покупкою нового найближчі 4-5 років. Зі стампом так і вийшло, доречі. Там тупо не було чому ламатися.

    Reply

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.