В продаже находится топовый вел 2012 года (рамья, вилка, шатуны, колёсья), так что можно взять и сделать детальный обзор. Как бонус – виртуально сравнить с аналогичным топовым велосипедом актуального года.
Итак, встречайте – S-WORKS STUMPJUMPER CARBON 29 SRAM 2012
На подобной раме и вилке я езжу несколько лет, а тут – целый ляс. Можно потрогать (пока никто не видит), прокомментировать 🙂
Не доходя до обзора, получаем гневный звонок от ПРДС (Полиции Резиночек Для Сага)! Криво, братцы, криво…
Сравнивать корч мы будем с S-WORKS EPIC HARDTAIL 2019
Тут с резинкой для сага поступили проще – или убрали, или перенесли на другую ногу:
Вот так, чисто за фото, байк 2019 года получает 1 ЗБС 🙂
Рамья
Между рамами 2012 и 2019 разница существенна. Каноны мод диктуют подход к геометрии, что, собственно, мы и видим.
Нырнём в геометрию без оглядки!
2012
15.5 | 17.5 | 19 | 21 | |
---|---|---|---|---|
CRANK LENGTH | 170mm | 175mm | 175mm | 175mm |
STEM LENGTH | 75mm | 90mm | 105mm | 105mm |
HANDLEBAR WIDTH | 680mm | 680mm | 680mm | 680mm |
SEAT TUBE ANGLE (EFFECTIVE) | 73.5° | 73.5° | 73.5° | 73.5° |
REACH | 394mm | 410.5mm | 430mm | 450mm |
STACK | 594mm | 612mm | 627mm | 641mm |
BOTTOM BRACKET DROP | 63.5mm | 63.5mm | 63.5mm | 63.5mm |
CHAINSTAY LENGTH | 435mm | 435mm | 435mm | 435mm |
HEAD TUBE ANGLE | 71.5° | 71.5° | 71.5° | 71.5° |
TOP TUBE LENGTH (ACTUAL) | 558mm | 570mm | 590mm | 614mm |
GROUND-TOP | 897mm | 916mm | 930mm | 945mm |
TOP TUBE LENGTH (HORIZONTAL) | 570mm | 592mm | 615mm | 640mm |
STANDOVER HEIGHT | 760mm | 810mm | 830mm | 870mm |
HEAD TUBE HEIGHT | 90mm | 100mm | 115mm | 130mm |
WHEEL BASE | 1049mm | 1072mm | 1106mm | 1132mm |
SEAT TUBE LENGTH – CENTER TO TOP | 394mm | 445mm | 483mm | 533mm |
BOTTOM BRACKET HEIGHT | 304mm | 304mm | 304mm | 304mm |
2019
S | M | L | XL | |
---|---|---|---|---|
CRANK LENGTH | 170mm | 175mm | 175mm | 175mm |
STEM LENGTH | 60mm | 75mm | 75mm | 90mm |
SEATPOST LENGTH | 350mm | 400mm | 400mm | 400mm |
SADDLE WIDTH | 143mm | 143mm | 143mm | 143mm |
HANDLEBAR WIDTH | 750mm | 750mm | 750mm | 750mm |
REACH | 395mm | 418mm | 441mm | 462mm |
TOP TUBE LENGTH, HORIZONTAL | 568mm | 595mm | 623mm | 649mm |
STACK | 599mm | 608mm | 622mm | 637mm |
WHEELBASE | 1073mm | 1099mm | 1128mm | 1154mm |
CHAINSTAY LENGTH | 430mm | 430mm | 430mm | 430mm |
FRONT CENTER | 650mm | 676mm | 705mm | 731mm |
BB DROP | 61mm | 61mm | 61mm | 61mm |
BB HEIGHT | 309mm | 309mm | 309mm | 309mm |
SEAT TUBE ANGLE | 74° | 74° | 74° | 74° |
HEAD TUBE ANGLE | 69.8° | 69.8° | 69.8° | 69.8° |
SEAT TUBE LENGTH | 400mm | 430mm | 470mm | 520mm |
HEAD TUBE LENGTH | 95mm | 95mm | 110mm | 125mm |
BIKE STANDOVER HEIGHT | 760mm | 790mm | 814mm | 845mm |
FORK RAKE/OFFSET | 51mm | 51mm | 51mm | 51mm |
FORK LENGTH, FULL | 496mm | 506mm | 506mm | 506mm |
TRAIL | 82mm | 82mm | 82mm | 82mm |
Не очень удобно то, что параметры перетасованы и, в некоторых случаях, переименованы. Бардак!
Очевидно, что новая рама стала длиннее (Top tube length у Large\19 – 615 и 622), угол морды острее (аж неприличный 71.5 превратился в 69.8), перья короче (было 435, стало 430).
Reach увеличился незначительно (на 1мм для Small\15.5, на 11мм для Large\19).
Интересна эволюция геодрочерства. В 2012 году лично я смотрел только на два параметра – ETT (Tope tube length) и Seat tube length (по сути – высота рамы, 15, 17, 19 дюймов). Угол рулевой в те годы не был в поле зрения. Казалось, что он был одинаковым на всех велосипедах из одной группы – катрийным, АМ-ным, ДХ-шным. Про то, что у рам может быть разная длина перьев, я может и догадывался, но никогда не обращал на это внимание.
Новый байк геометрически будет лучше ехать вниз (тут на помощь идет более короткий вынос и более широкий руль), старый байк будет лучше ехать вверх. Звучит странно, вы не находите?
Более современные велосипеды не стали лучше, у них просто сместился акцент с езды вверх на езду вниз.
Критичным параметром для райдеров невысокого роста (рамы S, M) является высота рулевого стакана. У рамы 2012 года стакан имеет высоту 90 и 100мм соответственно, у рамы 2019 года стакан имеет высоту 95 и 95мм соответственно.
Показательные характеристики рамы – несколько параметров. Именно они определяют, модная ли, современная ли пред вами предстала рамья. К примеру, зная колёсную базу и ростовку вполне можно прикинуть, что ждать в длине перьев, риче и угле рулевой колонки 🙂
1100 для рамы Л – древность, 1125 для рамы Л – сдержанный мейнстрим, 1150 для рамы Л – уф какая бодрая (кантрийная?) бричка!
Колёсная база Л-ки 2012 года – 1106мм, 2019 года – 1128мм.
С 2012 года не изменилась только длина шатунов 🙂
У новой рамы добавлен отбойник для вилки. Присмотревшись можно увидеть 2 пустых порта для внутренней проводки. Первый для дроппера, а вот для чего второй – ниясно.
Около кареточного узла есть два отверстия (одно смотрит в заднюю покрышку, второе – сразу над звездой), суть которых может помочь узнать, куда ведет второй порт в раме. Ранее была схема, когда к раме крепилась изогнутая пластина, к которой после крепился передний переключатель.
Минимальный роторий у заднего тормозия в раме 2019 стал 160мм, тогда как на раму 2012 можно было установить 140мм.
Каретка – все тот же, простите, уебанский PF30. У рамы 2012 года каретка была PF30 и шатуны с 30 валом, у рамы 2019 – каретка DUB и вал у шатунов 28.99.
upd 2020: минимизировать уебанность PF30 помогли азиаты. каретка была испробована после написания оригинальной статьи.
Я считаю, что вал 28.99 (и именно сама точность до сотки) – это такой грустный троллинг от SRAM. Мы прямо в лицо угораем над тобой, ебанная карлица, не только внедряя новые стандарты, но и называя их вот так. Всё равно купите лол 🙁
Совместимость шатунов, тем не менее, осталась. Теоретически между рамами 2012 и 2019 годов шатуны можно поменять местами, разве что можно упереться в неподходящие длины валов.
Рама 2012 – не буст и не игл, тогда как рама 2019 – и буст, и игл 🙂
Масса рамы 2012 года в размере Л (рама + сменный крепёж заднего переключателя) составляет около 1170 грамм.
Мощный плюс рамы 2012 года – алюминиевые дропауты алюминиевые вставки на дропаутах (спасибо Ваня!):
Рама 2012 года принимает заднюю покрышку Maxxis IKON 2.35 на ободий с внутренней шириной 21мм.
Лого S-Works внутри нижних перьев мне очень нравится 🙂
А вот цветовая схема рамы 2012 года в целом убога 🙁
Раскраска S-Works должна звучать так – “Смотри щщенок, это свркс – строгий, дорогой. Видишь надпись? Самый лучший и самый строгий, пшол вон нищеброд”.
S-Works должен выглядеть как Звезда Смерти, при виде его в голове должен заиграть Имперский Марш.
В 2012 году же получилось солнечно-радостная кровь с молоком. Вел красивый, солнечный и светлый (особенно если отмыть). Вид у него как у маленькой, красивой, но бесполезной и беззубой собачки. Тяф-тяф!
Вилка
Вилка 2019 года стала, по идее, тяжелее. Вилка (шток 18см) с вела 2012 года вместе с ромашкой весит 1474 грамма. Вес вилки с байка 2019 года найти не смог, но ставлю на то, что буст добавит пару грамм. Так же позволю себе схитрить – вилки под эксцентрики взвешивают без эксцентриков, тогда как вилки под ось взвешивают с осью.
Если я хочу продать вилку под эксцентрик – я пишу, что она весит меньше вилки под ось с осью. Если нужно продать вилку под ось – пишу, что вилку под эксцентрик нужно взвешивать с труболтом 🙂
Внешне демпфер не изменился. Те же 2 внешние регулировки на правой ноге – отскок и жесткость работы платформы.
Внезапно в 2019 году поменялась логика работы брейна в вилке. Обнаружил вот такой тред на МТБР, ссылка с него привела на оффсайт, где написано, что брейн не работает на первых 25мм хода:
Воздушная камера в 2012 году – dual air, в новом сиде – solo air. Новый Solo air не пробовал, так что хз как оно.
Старая вилка, даже не смотря на нюансы (сложно настроить + есть что улучшать в демпфере), является на мой взгляд, оптимальным решением для соревнований ХСО. Низкая масса + автоблокировка = эффективная вилка.
Вилка 2019 года, как по мне, стала медленнее. Тяжелее, появилась раскачка, такое кароч. Похоже, что схема с 25 процентами связана с выбором президента в Украине сделана потому, что как-то стыдно не менять демпфер 7 лет подряд.
Колёсья
Именно на стыке переднего колеса и вилки Speciazlized (еще до 2012 года) выкатил классный хинт:
Передняя втулка имеет колпачки с большой площадью контакта с вилкой. На фото ниже отчетлива видна разница между площадью контакта обычной втулки под эксцентрик (лучеподобные зазубринки) и втулки от вилсета Roval (однородное пятно размером больше украинских 5 коп):
Большая площадь контакта втулки и вилки, алюминиевые дропауты алюминиевые вставки в дропаутах у рамы, карбоновая корона у вилки и перевод байка 2012 года на труболты (сделал второй владелец байка 2012 года, с завода вел идёт на эксцентриках) сделали жесткость соединений втулка-рама у байка 2012 более, чем достаточной.
С колёсами у старого велосипеда, если честно, всё не очень хорошо.
Ободья. Достаточно толстые и прочные. По виду (да и по плетению) очень уж похожи на Light Bicycle, что купил себе в далёком 2014 году Кохан Антон. Внутренняя ширина 21мм, внешняя ширина 28мм. Ориентировочная масса – 360 грамм\ободий.
Ниппеля – DT Pro Lock. Збс.
Спицы. Собирать колесо на разных спицах конечно можно, но тут разные спицы не разнесены по сторонам. Пучёк красных спиц – DT Aerolite, чёрные спицы – DT Revolution. Реально нужно быть сыном шакала, чтоб так подбирать компоненты. У спиц хоть и одинаковый вес, но работают они по разному. Долбоёб (даже не маркетолог\дизайнер) – инженер – 1:0
На видео ниже – переднее колесо. Красный пучёк создает дисбаланс и ощутимо тянет за собой колесо 🙁 На заднем колесе такой эффект не ощущается.
upd 2020: Ваня сказал, что я норкоман и что 1) этот эффект компенсируется бескамерным ниппелем и 2) если тебя такое парит, то после установки покрышки колесо нужно балансировать (полностью)
Втулки.
Задняя втулка – DT 240 с ретчетом на 36. Просто и вечно.
К передней втулке вопросов больше. В передней втулке установлены промы 6704. Это говорит нам о том, что промы весьма пинчерские (т.е маланькие), но и это не самый главный косяк! Самый главный – сложность во внедрении покращення. Первым делом приходит на ум стандартная схема – установить промы большего размера, выточить новую ось и колпаки. Вопрос – а много ли вы знаете промов с внешним диаметром 27мм? Еще момент – у прома с недисковой стороны прощадка под посадку имеет глубину 4мм, как раз под ширину прома.
Ваня Швыдко говорит, что на али все же есть промы с внешним диаметром 27 и внутренним 15. Так что nothing is lost (c)
Вилсет на байке 2019 года имеет заявленную массу в 1320 грамм. Втулки DT, одинаковые спицы (24 перед и 32 зад), ретчет на 54 зацепа и более широкие ободья.
Масса колёсий 2012 года видна на фото. На колёсья намотана бескамерная лента, так что можно отнять по 5 грамм с колеса:
Забавно то, что и в 2012, и в 2019 годах карбоновые ободья Roval похожи на те, что актуальны в это время у азиатов:
Шатуны
В 2012 году на байк устанавливались шатуны S-Works, в 2019 году – топовый (и скучный) SRAM XX1.
Шатуны с байка 2012 года рассмотрим внимательнее.
Первое, о чём стоит написать – шатуны производила контора Lighning Cycle Dynamics. Судя по сайту, дела у компании остались в 2015 году. Шатуны S-Works отдельно стоили чуть ли не в 2 раза дешевле, чем Lightning (ссылка на тред на MTBR).
Шатуны S-Works имеют два мощных недостатка.
Первый – это система сборки. Для сочленения используется Hirth Joint (переводите сами лол). Болт, стягивающий конструкцию, находиться по центру шатунов. Интерфейс болта – торкс. Для сборки шатунов есть специальная бита:
Эта конструкция совсем не юзер-френдли. Резьбу на болте сорвать легко, болт проприетарный. Провтыкал – получаешь проблему. В этом плане шатуны SRAM уделывают S-Works со свистом – они собираться одним 10мм шестигранником.
Второй косяк – это неведомый интерфейс для direct mount звезд. Можно, конечно, ставить на дабловый паук одну звезду, но это не то.
Плюсы перевешивают. Жесткость, масса – чуть ли не лучшие на рынке. Так же эти шатуны не стоят заоблачных денег, что не очень похоже на концепцию S-Works 🙂
Шатуны очень приятно лежат в руке.
450 грамм с пауком = 450-470 грамм с звездой direct mount.
Тормозья, палки и трансмиссия – просто актуальный топ.
В 2012 году тормоза продавались еще под брендом Avid (сейчас – SRAM).
На байке 2012 года установлены Avid XX World Cup. Из настроек – регулировка положения ручек без мультитула. Болтики для роторьев и для калиперов сделаны из титана.
Сравнив калипер ХХ World Cup и CR Mag (топовая линейка, что предшествовала ХХ) впервые заметил, на сколько меньше лишнего материала на калипере у ХХ
Масса тормозьев (ручка-гидролиния-калипер + крепер ручки к рулю) составляет 445 грамм. Ожидал увидеть цифру ближе к 410. Странно.
Роторы классные, хоть и дорогие.
На титановые болтики можно, конечно, смотреть свысока, но относительно шрот болтов разница в массе есть. Взвешен набор – 12 болтиков для ротора и 4 болтика для крепления калиперов. Разница весьма пристойная:
Трансмиссия из 2х10 превратилась в 1х12.
Привод 2012 года мог быть быстрее, т.к на байке 2012 года масса (приблизительная, на глаз) крутящихся компонентов составляла 207 + 40 + 80 + 20 грамм (кассета + паук + большая звезда + маленькая звезда) без цепи, тогда как на байке 2019 года – 360 + 50 грамм (кассета + звезда). Можно взвесить передний переключатель и манетку, узнать, какой задний переключатель тяжелее, но это – стационарные компоненты 🙂
Палки – не очень лёгкие и очень дорогие. На веле 2012 года родной подседельный штырь был заменен на Garbaruk. Штырь S-Works я не понял вообще. Дорогой, жесткий (если сравнивать с SAVE) и тяжёлый. Напомню, что карбоштырь с Али (подоспел и обзор) за 15 долларов весит около 250 грамм.
Руль взвесить не успел, зато есть фото выноса на весах. Syntace по какой-то причини считаются эталонными выносьями. Вера в Syntace похожа на веру в Orange. Почему? Сказать сложно, могу разве что констатировать массу:
Теперь перейдём к самому интересному – ценообразование.
В 2012 году S-Works стоил чуть больше 8000 долларов. Спустя гоночный сезон этот байк выставили на продажу:
5000 долларов! За б\у хардтейл! Как видите, его купили. И сейчас продают снова. Ориентировочная цена – 1500 долларов.
Еще одно объявление – продажа фреймсета. 2190 долларов. Спустя пару лет я получил этот фреймсет (без шатунов) за 800 долларов.
Ты снял часовое видео, чтобы полить бывшего артиста говном.
Значит, то же самое ждет твоих нынешних артистов потом.
Новый, красивый и стоящий все те же 8000 с гаком S-Works манит, как манок. Гусей. Хорошо, когда можно себе позволить такой байк, но если взглянуть на икону трезво, можно увидеть, что король не то чтоб голый, но явно переоценен.
в 2012 году якрко-бело-красный S-Works производил фурор на гоночных трассах Украины. Это была абсолютно космическая техника, о которой мечтали двумя руками.
Спустя 7 лет мы можем без эмоций разобрать, чего этот байк действительно стоит по скорости.
В 2012 году каждый отдельно взятый компонент этого велосипеда был просто недостижимым, было ощущение что вот она, лучшая вилка, лучшие колёсья, лучшая кассета и тд.
Байк не стал хуже, медленнее, страшнее. Стал дешевле. в 6 раз карл! Его стоимость сейчас сравнима со стоимостью нового Али-бабайка.
Specialized год за годом подменяет мечту новым байком, порой перечёркивая всё, за что они топили десятки лет (привет FSR).
Именно поэтому путь самурая – это концепция, или ценности. Определив для себя, каким концептуально будет байк можно левитировать на маркетинговым болотом, которым давно стала велоиндустрия.
Пример:
Рама, как и ряд других компонентов, должна быть карбоновой.
Не ставить дешман в критичные места (руль, вынос, педали, система, задняя втулка).
На мтб должен быть дроппер.
Колёса должны быть бескамерными.
Колёса должны быть (минимум) 29.
Байк должен быть в понятном тебе состоянии.
Вывод
Я не знаю, на сколько байк 2019 года быстрее байка 2012 года, но точно знаю, сколько будет стоить байк 2019 года через 7 лет 🙂
Я считаю, что вал 28.99 (и именно сама точность до сотки)
До пиздьі, а не до сотки точность! Вал шимано, которьій 24мм все назвали – он 23.98-99. Вал ББ30и все шо вьі назьіваетет 30мм валами – нихуя не 30. Они все 29.98-99. Так же и тут. Вьі заебали єтим 28.99. Там вал 29мм. Стандарт ДАБ 29мм. И не ебет.
Мощный плюс рамы 2012 года – алюминиевые дропауты: Какие там, нахуй, алю дропаутьі? Алю дропаутьі на келлис вайпер, ебнврт. И на Вистл Тонкава 2007го года. На Єтом Спушике дропаутьі имеют небольшие пластинки алю в месте контакта с сайдкапами втулки. Дропаут там – чисто карбониевьій, которьій напрочь распиздовьівается суперлайтовьіми ексцентриками.
в остальном пост написан крайне дружелюбно. Более того, узрев его, воображаемьій дрочитель на новьій епик, пойдет и купит старую раму, покрасив ее под цвет модели 19года. А еще можно бьіло прямо написать, что за 5 лет карборама может потерять аж 20, ну пусть 50% стоимости. Но никак не 400%))))
Цікаво читати, особливо враховуючи, що в мене зараз алю стамп 12-го року (виробництво 13-го) висить на стіні. Цікаво, яка зараз його вартість, з алю ровалами і ребою соло ейр?
Свій поточний вел збирав, думаючи про кайф від їзди і про те, щоб не запарюватися значними апгрейдами чи покупкою нового найближчі 4-5 років. Зі стампом так і вийшло, доречі. Там тупо не було чому ламатися.
в последнем предложении я имел в виду али карбораму)